Обучение и дрессировка
Команды, принуждение

Обучение и дрессировка собаки проводятся с целью выработки у неё навыков и поведения в целом, которые обеспечат удобство её содержания в повседневной жизни и возможность успешного использования на охоте и иной службе. Собака должна быть послушной и уравновешенной, знать своё место и по команде выполнять целый ряд необходимых приёмов — сидеть, лежать, являться на зов, ходить «рядом», приносить дичь и брошенные предметы, а также прекращать любое нежелательное действие по приказанию «нельзя» или иному сигналу.

Множество навыков щенок приобретает как бы самостоятельно в процессе воспитания, узнаёт свою кличку, место, привыкает соблюдать чистоту в доме и выполнять простейшие команды. Но даже этому у одного хозяина собака учится легко и радостно, а у другого — с большими трудностями. Зависит же это от того, насколько квалифицирован воспитатель и дрессировщик, насколько он последователен и терпелив при обучении питомца.

Схема или порядок возникновения условного рефлекса такова: вначале животное воспринимает сигнал — условный раздражитель, который воздействует на его органы чувств, затем следует стимул — безусловный раздражитель, вынуждающий к требуемому действию, а после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями, возникающими в результате прекращения неприятного воздействия, при получении пищи, — словом, в результате удовлетворения насущной потребности.

Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Вначале даётся команда — условный раздражитель, затем — воздействие, вынуждающее щенка сделать требуемое, и тотчас рефлекс закрепляют поощрением.

Команды — условные раздражители, побуждающие к тому или иному действию, чаще всего подаются голосом. В этом случае команда должна быть короткой, достаточно звучной, чтобы её можно было произнести вполголоса и крикнуть, если собака находится на большом расстоянии. Во всех случаях команды подают уверенным повелительным тоном, не злоупотребляя громкостью и угрожающими интонациями.

Недопустимо искажение команды производными словами или их синонимами. «Сядь», «сидеть», «да сиди же» либо «ко мне» и «поди сюда» собака воспринимает как совершенно различные сигналы. Дрессировщик, который забывает об этом, никогда не добьётся безупречного послушания своего питомца.

Принуждение к требуемому действию при обучении всегда следует за командой. Оно может быть очень многообразным в зависимости от специфики приёма, индивидуальных особенностей собаки и умения дрессировщика.

Чаще всего применяют механические воздействия, например, при усаживании или укладывании собаки с помощью рук, при воздействии длинным поводком после команды «ко мне» или свиста.

Страх — плохой помощник при обучении животного, и воспитатель собаки снимает его лаской, угощением или иным поощрением тотчас по выполнении требуемого приёма — контрастный метод дрессировки.

Обучение идёт гораздо быстрее, если требуемое действие собака выполняет как бы сама, стараясь дотянуться до кусочка при обучении командам «сидеть», «лежать» и другим, стремясь опередить хозяина после его свистка или жеста, с поворотом в противоположном направлении, при отработке поиска, наконец, перенимая приём у других собак при групповой нагонке гончих, притравке лаек, пастьбе скота и так далее.

По материалам книги В. Г. Гусева «Друг и радость (Собака в доме)», Москва, издательство «Московский рабочий», 1992 г.

Внимание!* Необходимый комментарий. Специфика охотничьих собак в целом, и вельштерьеров в частности, требует очень аккуратного воспитания в части исполнения команд, требующих немедленного исполнения, поэтому, если Вы являетесь счастливым владельцем первого в вашей жизни вельштерьера, не пытайтесь применять полученные после прочтения этой статьи навыки самостоятельно, пригласите на первые несколько заниятий специалиста-породника. Тем самым Вы сможете избежать незаметных на первый взгляд ошибок, исправление которых черезвычайно трудно, а, временами, и невозможно

В начало страницы • Перейти »